1. Стивен Пинкер – Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше, 2010 г.

В своей книге «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше» он рассматривает феномен насилия и его проявления в разные исторические эпохи и даёт развёрнутое объяснение, почему и как в современном мире насилия стало меньше. В этом аспекте он также затрагивает тему прав животных.

По мнению Пинкера, все позитивные изменения в сфере защиты прав животных (например, появление комиссии по этике экспериментов над животными) произошли благодаря растущему в обществе убеждению, что животным нельзя неоправданно причинять боль, увечья и смерть. По мнению автора, данная революция в области прав животных – один из примеров спада насилия. Но в отличие от других революций она уникальна тем, что движение за права животных не было инициировано самими жертвами – животными, – её двигал только этический принцип людей. Интересно, что в этот же период (1984-2009 гг.) в США и Великобритании отметился значительный рост количества вегетарианцев и веганов.

Однако все эти успехи гуманизации перечеркиваются тем количеством животных, которых человечество пускает под нож ради своих пищевых привычек. В конце своей работы Пинкер ставит под сомнение идею о том, что движение за права животных (из-за ряда противоречий) выйдет на тот же уровень, как и другие революции прав.

2. Крейг О’Хара – Философия панка. Больше чем шум!, 2001 г.

Казалось бы: при чем тут защита животных? Оказывается, вегетарианство (а позже и веганство) и борьба за права животных первоначально распространились в европейском панк-сообществе. Английские группы, особенно анархистские, часто включали в буклеты к пластинкам информацию об ужасах, творимых над животными. А политизированные панки и в настоящее время рассматривают распространенное (к сожалению) отношение к животным как одну из существующих форм угнетения.

«Панк означает свободу не только людей, но и животных»

О’Хара, как и Пинкер, пишет, что на панк-культуру повлияли идеи Питера Сингера и Тома Ригана. Многие тексты песен панк-групп содержат ярую критику потребления животных продуктов и требования прекратить эксплуатацию животных. А панковские фанзины (самиздаты) помимо описания групп и их творчества часто содержали статьи о правах животных и веганские кулинарные рецепты.

3. Юваль Ной Харари – Sapiens: Краткая история человечества, 2011 г.

Это книга о человеке в контексте истории человечества. Автор показывает, каким образом ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него.

Тема насилия людей над другими животными проходит через всю книгу. Оценивая сельское хозяйство и животноводство, развившиеся благодаря аграрной революции, автор отмечает чудовищное положение животных в этих областях. Харари считает, что хоть сельскохозяйственная революция и способствовала росту населения и эволюционирующих с ним видов, тем не менее она заставила большинство людей и животных жить хуже, чем когда сапиенсы были ещё охотниками-собирателями.

«К скоту стали относиться не как к живым существам, чувствующим горе и боль, а как к полезным машинам. Сегодня их даже и производят в фабричных условиях, формируют их тела в соответствии с промышленными надобностями, всю жизнь они проводят на положении шестеренок гигантского конвейера, продолжительность и качество их жизни определяются прибылью и затратами корпорации. Даже если производству они нужны живыми, здоровыми и откормленными, до социальных и психологических потребностей животных никому нет дела (кроме тех случаев, когда настроение сказывается на объеме продукции). … Современное животноводство нисколько не враждебно животным: оно равнодушно. Люди, производящие и потребляющие яйца, молоко и мясо, редко задумываются об участи кур, коров и свиней, чье мясо или иную «продукцию» они потребляют. Задумывающиеся часто прикрываются таким аргументом: мол, домашний скот – те же машины, они ничего не чувствуют, не испытывают эмоций, они не страдают. Какая ирония, что те же ученые, которые создавали машины по производству молока и яиц, недавно вполне убедительно доказали, что и четвероногие, и птицы обладают сложным комплексом эмоций и восприятий. Они испытывают не только физическую боль, но и эмоциональные переживания»

4. Дэвид Пирс – Гедонистический Императив, 1995 г.

В своей книге-манифесте «Гедонистический Императив» он продвигает идею, предполагающую существование сильного этического императива для людей, работающего на устранение страданий в разумной жизни. Описывая такие технологии, как генная инженерия, нанотехнология, фармакология и нейрохирургия, он считает, что они могут потенциально привести к ликвидации всех форм негативного опыта для людей и животных, к исчезновению страданий и боли в том виде, в каком они существуют сейчас.

В главе «Вкус порока» Пирс указывает на то, что животные как и мы, чувствуют боль. Однако при этом мы «держим сотни миллионов других живых существ в невообразимо жутких условиях, а причина тому – лишь удовлетворение наших кулинарных пристрастий». Автор резко критикует потребление и эксплуатацию животных, не стесняясь в выражениях: «фабрики смерти», «кровавая бойня» и др.

Он делает прогноз, в котором утверждает, что в ближайшие 100 лет западные элиты начнут способствовать тому, чтобы наделить чувствующих существ моральным статусом, равным с человеческими младенцами или детьми дошкольного возраста. Используя генную инженерию и новые технологии, мы можем вмешиваться в дикую природу, устраняя страдания животных. Веганство же станет всеобщей нормой, хотя и не совсем в том смысле, в каком оно представлено сейчас.

5. Билл Гейтс – Как нам избежать климатической катастрофы. Решения, которые у нас есть. Прорывы, которые нам нужны, 2021 г.

Предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс в своей книге «Как нам избежать климатической катастрофы. Решения, которые у нас есть. Прорывы, которые нам нужны» делится данными ученых по изучению изменений климата и своими инвестированиями в инновации для решения экологических проблем, а также рассказывает, как мир может достичь нулевых выбросов парниковых газов.

Глава 6 книги посвящена сельскому хозяйству. В ней автор подробно, аргументированно и по-научному рассказывает о том, какое негативное влияние на изменение климата оказывает животноводство. Спойлер: колоссальное. Однако автор отмечает, что аргумент «вместо того чтобы тратить столько сил на сокращение выбросов, давайте просто перестанем разводить скот» не реалистичен, т.к. мясо играет слишком важную роль в человеческой культуре. Несмотря на это, Гейтс, как обычно, предлагает технологическое решение проблемы – сокращение потребления мяса через создание бОльшего количества растительных альтернатив и развитие технологии культивируемого мяса.