На первый взгляд, аквариумы с морскими жителями выглядят вовсе не жестоко, а даже красиво, романтично, иногда сказочно. Нас манит мир океанических глубин и возможность «заглянуть в щелочку» и узнать, какие же они – жители морей. Такое развлечение кажется безобидным и соблазнительным. Закулисье же этого бизнеса, как и других подобных развлечений: цирков, зоопарков, дельфинариев, – далеко не такое прекрасное и красивое, как рекламные постеры океанариумов.

PHOTO BY JURGEN FREUND, NATURE PICTURE LIBRARY, CORBIS

Так что же с ними не так?

Начнем с происхождения животных. 98% видов морских жителей не размножаются в неволе. Это означает, что подавляющее большинство рыб, которые водятся в аквариумах с соленой водой, были выловлены из естественной среды. Гавайи, Фиджи, Индонезия, Кения, Филиппины… 90% рыб в американских соленых аквариумах пойманы в свободных водах с коралловых рифов. В России подобной статистики нет по очевидным причинам.

Как же их ловят и что же тут такого страшного?

Обычно, с помощью цианида. Его «разбрызгивают» на рыбок, чтобы оглушить их таким образом и поймать. Конечно же, отравляет цианид не только жертв любителей соленых аквариумов и легкой (и, кстати, нелегальной) наживы, но и окружающие кораллы и вообще все живое рядом. Вылов одной живой рыбки убивает чуть меньше квадратного метра кораллов. Ужасная новость, учитывая то, как важны кораллы для экосистемы океанов, а экосистема океанов – для жизни в целом. И рыбкам приходится туго. Они задыхаются, теряют равновесие, дыхательная система коллапсирует. Иногда доза цианида слишком велика, и они сразу умирают. Иногда умирают во время транспортировки. Каждый посредник в звене от, например, Фиджи до океанариума в России, заинтересован передать товар дальше и быстрее, ведь эта рыбка нужна только живая, а умереть она может в любой момент перевозки.

Вряд ли поклонники рыб так представляют прошлое своих домашних любимцев. Играя на симпатиях широкой публики, продавцы экзотических рыбок и владельцы океанариумов зарабатывают немалые деньги, поэтому стараются уберечь своих клиентов от печальной и вовсе не удобной правды.

В своем видео National Geographic показывают, как транспортируют живых рыб. Упакованные в маленькие пластиковые пакеты, составленные в пенопластовую коробку, рыбы перевозятся как товар.

Не только экологи и зоозащитники видят опасность для кораллов в отлове тропических рыбок. Одно из уголовных дел открыли, когда именно рыболов пришел в полицию и сказал, что хочет сделать заявление. Рыболов это – высушенный морскими ветрами старик, наткнувшийся на мертвый коралловый риф. Когда-то полный жизни, сейчас он напоминал поверхность луны. Человек понял, что он тоже причастен к смерти рифа, как и все остальные браконьеры. Вся история дальнейшего расследования – это клубок из коррупции, браконьерства, жадности, контрабанды. Основная цель, конечно – нажива. Товаром выступали и сами живые кораллы, и морские животные – от миниатюрных рыбок до акул и рептилий. В результате многие получили немаленькие тюремные сроки.

PHOTO BY JURGEN FREUND, NATURE PICTURE LIBRARY, CORBIS

У рыб, которых промышленно разводят в неволе, дела не лучше. В Форт-Лодердейле зоозащитники еженедельно устраивают акции протеста на месте, где Сиквест, сеть интерактивных аквариумов, пытается построить новый аквариум в торговом центре. Они обращаются к местным властям с просьбой не допустить строительства.

«Они сначала строят, а потом просят разрешения», – возмущается Ана Кампос, местный специалист по расследованиям и защитница прав животных. «Их аквариумы грязные и переполненные. В Портленде работник ведет «журнал смерти» сотен погибших животных». Несмотря на такую ​​славу, открываются все новые и новые соленые аквариумы. Дело еще расследуется, и детективы и зоозащитники находят все больше рычагов влияния на Сиквест, что не может не радовать биологов. «Черт побери, так приятно видеть, как некоторые из этих ребят попадают в беду», – комментирует Тернер Джефф из Ассоциации морской жизни Флориды.

Владельцы коммерческих океанариумов и аквариумов оппонируют зоозащитникам, рассказывая об образовательной роли аквариумов. И Фабьен Кусто, известный океанограф, внук легендарного Жака Ива Кусто, объясняет, что этичность аквариумов – сложный вопрос. Потому, теоретически, этичный аквариум должен воспроизводить всю экосистему, что дорого и сложно. И, конечно, невозможно сделать в торговом центре или бывшем кинотеатре в центре города. «Идеальный аквариум с идеальной экосистемой – это наша планета Земля, которую правильнее было бы назвать планета Океан», – шутит Кусто.

Есть ли альтернатива?

Да! Собственно, Кусто руководил в Париже Parc Océanique Cousteau, развлекательным парком, в котором можно познакомиться с океаном, и в котором не было ни одной рыбки. 3D океанариум, в котором можно рассмотреть китов и дельфинов действовал в Нью-Йорке. Без каждого животного в неволе, конечно. Этот океанариум без жестокости так поразил саудовского принца Халеда бен Альвалида, что тот решил инвестировать в строительство новых океанариумов такого типа. В конце концов, есть снорклинг и дайвинг, и ради этих развлечений не обязательно ехать в тропические страны. Наблюдение за черноморской фауной вживую будет более поучительным и увлекательным, чем посещение выставки рыб не в своей среде, и даже не на своем континенте.

Конечно, выбор всегда за клиентом. Океанические жители надеются, он будет ответственным.